Парсуны:

Давно и неоднократно отмечалось, что произведения,традиционно называемые парсунами, чрезвычайно неоднородны как в стилистическом, так и в материально-технологическом отношении. Достаточно напомнить, что в XVII веке существовали иконы с портретными чертами, написанные в традиционной темперной технике, и портретные изображения, исполненные маслом на холсте. Что касается их стилистики и манеры письма, то картина также представляется достаточно пёстрой: при царском дворе работали западноевропейские живописцы, их русские ученики и иконники старой выучки. Из-за этого затруднено, если не невозможно создание типохронологических рядов - стадиально разные портреты могли быть написаны одновременно. Поскольку парсуны XVII в., за редким исключением, не имеют подписей авторов и даже написания,почти полностью отсутствуют эталонные памятники, служащие надежной опорой для датировок.

Прежде всего упомянем группу "иконных" парсун - изображений царей Ивана Грозного и Фёдора Ивановича, а также князя М.В. Скопина-Шуйского. Эта группа была выделена Е.С. Овчинниковой в её основоолагающей работе "Портрет в русском искусстве XVIII в." Для парсуны на холсте важна её атрибуция русскому или иноземному мастеру. Изучение русской парсуны требует объединенных усилий искусствоведов, историков, реставраторов. Только использование всех методов в комплексе способно принести новые результаты в этой пока ещё мало изученной области отечественного искусства.

Посетив Выставку "Русский исторический" портрет (Государственный исторический музей) в 2004 году мы рещили возродить написание русских парсун в иконописной манере. В результате двухлетней работы были написаны парсуны Президента РФ Путина В.В. и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

 

Парсуны:

Святейший патриарх Алексий II